Салии, пляски, институт воинственных жрецов

войныНума учредил особый институт духовных лиц, которых назвал салиями — жрецами-танцорами, от слова «salio» — «скачу», потому что эти салии обязаны были, при отправлении своих функций, скакать, напоминая «пляску соли» на огне. Хотя и установилось мнение, что институт салиев был учреждением, изобретенным Нумой Помпилием, но позднейшие историки опровергают это мнение, утверждая, что, в частности, танцы салиев имели, несомненно, греческое происхождение. Танцы эти были репродукцией пиррического танца, привезенного из Эллады греком Салием, именем которого и названы эти танцы. Учреждение института салиев связано с интересною легендою. Странной формы щит попал в руки царя. Благодаря откровению нимфы Эгерии, царь всенародно объявил, что щит этот упал с неба и что от сохранения его зависит благосостояние Рима. Нума приказал сделать еще одиннадцать подобных щитов и для охраны их приставил особых жрецов, посвященных культу Марса, которому они обязаны были воздавать честь и хвалу посредством установленных танцев и песнопений. Двенадцать жрецов выбирались из знатнейших семейств патрициев. Одеяние их состояло из тог, окаймленных пурпуром. На груди — металлические украшения. Головной убор — остроконечный шлем. В одной руке они держали священный щит, в другой — дротик или пику, которыми ударяли по щиту, отбивая такт для своих движений.

Процессии салиев повторялись четырнадцать дней к ряду, по числу кварталов Рима. В каждом из них, на особо отведенных местах, устраивались временные алтари, около которых исполняли свои воинственные эволюции, а затем возвращались на Палатинскую гору, где сохранялись щиты.

Вокруг жертвенников салии исполняли воинственные танцы, напоминавшие греческую пиррическую пляску… После жертвоприношений в храме салии со своим главой отправлялись по улицам. Они шествовали, разделенные на два хора, состоявших из старых и молодых. Первые из них пели, а вторые плясали. Впереди всегда танцевал рга-sol — режиссер, руководивший всеми движениями остальных.

Для придания большого блеска этим публичным церемониям, жрецы-салии приглашали наемных римских девственниц, которые вместе с ними шествовали по улицам. Одеты они были также в военные костюмы с блестящими шлемами на голове. Их назывании салийскими девственницами (virgenes saliares). Некоторым исследователям это дало повод утверждать, что существовали постоянные салийские жрицы, но это неверно.

Институт салиев пришелся по нраву римлянам. Царь Туллий Гостилий организовал еще две подобные группы жрецов — ago-nales и collini. Им присвоено было также особое одеяние — пестротканые плащи с медными дощечками на груди.

Затем, в позднейшие времена, и даже в эпоху империи, организовались новые институты воинственных жрецов Augustales, Antonini и др., по имени царствовавшего императора.

Rate this post