Рим. Балеты в императорское время.

балериныВ эпоху упадка многие императоры сами участвовали в пантомимах. Часто балеты изображались целиком не актерами, а знатными сановниками во главе с императором.

Калигула предавался пантомимам по ночам. Он очень любил изображать Меркурия, Нептуна и Юпитера.

Нерон часто изображал героев и участвовал в публичных пантомимах.
Каракалла любил изображать Бахуса.

Гелиогабал играл в балете «Суд Париса» роль Венеры и весьма искусно представлял в комических балетах кухарок, модисток, продавщиц духов, прядильщиц льна и другие женские типы.

Маскарады В эпоху упадка вошли в моду маскарады, в которых все меняли платье и изображали с помощью мимики и масок разных известных лиц.

Маскарад Домициана. Домициан, любивший больше других предшественников маскарады, устроил однажды такую шутку. Он велел обить одну из зал дворца черным сукном и пригласил на ужин своих придворных. Перед каждым гостем поставлена была урна, служащая обыкновенно для хранения золы после погребения, с надписью имени каждого гостя. В течение всего ужина черные невольники танцевали погребальные танцы, а сам император все время говорил о крови и смерти, все это произвело до того сильное впечатление, что гостей, полумертвых от страха, увели домой.

Все праздники давали повод для дворцовых спектаклей-балетов.
Празднество Цереры, в честь Августа (laudi Palatini), справлялось пышным спектаклем во дворце.

Празднество Мессалины. У Тацита есть описание одного празднества, устроенного
Мессалиной: «В роскошных садах, за городскими воротами, при свете нескольких тысяч факелов, римские жены и девы, прикрытые звериными шкурами, призывали дикими криками Бахуса, топали голыми ногами, будто давили виноград. А среди них Мессалина с распущенными волосами махала тирсом, между тем как любовник ее, Силий, венчал себе голову плющом. Император Клавдий приказал привести некоторых участников этого празднества и велел отрубить им головы».

Положение танцев в Риме Танцы в Риме имели государственное значение, и когда грозил голод, Констанций изгнал всех философов из Рима и набрал три тысячи танцовщиков и танцовщиц, которые одни могли укрощать мятежный дух толпы.
Техника и виды танцев Лексикон жестов мимического искусства был составлен Пиладом и содержал в себе следующие части: Италик (Italic) — искусство выражаться жестами; Эммелейя (Emmeleia) — жесты трагические; Кордакс (Cordax) — комические жесты; Сикипис (Sikinis) — жесты сатирические. Из одних этих названий видна преемственность из Греции.

Римский танец развился в сторону формы, умножился бесчисленными видами, но в основе его всегда была греческая Оркестика с ее техникой и плясовыми видами, о чем мы уже говорили в своем месте.

Римляне, особенно в ранние эпохи, считали для себя неприличным танцевать и предоставляли это искусства рабам, профессиональным танцовщикам-актерам и гетерам.

Специалисты-танцоры до высокой степени изощрили технику танцев, но, повторяем, испорченные вкусы общества влекли формы танца в сторону чувственности.

Лукиан требует от внешности танцора следующего: «тело танцора должно быть пропорциональным, как в статуе Поликлета Норма (что значит, «образец», отсюда это слово усвоено и нами), чтобы члены отличались гибкостью и свободой движений и могли принимать позы и положения, не уступающие позам статуй Фидия и Лизиппа.
Нировые танцы. Танцы на пирах были необходимой принадлежностью. Афиней говорит: «за пиршественным обедом, после хора музыкантов, появлялись танцовщицы: одни в одежде нимф, другие подобные нереидам». Сидоний Апполинарий считает непременным аксессуаром пира танцовщиц-вакханок.

Такие танцовщицы изображены на фресках, заимствованных из Цицероновой виллы в Помпее. Изображения сделаны, очевидно, с натуры. Быстрота колебаний воздуха вокруг передана изумительно.

В оригинале на танцовщице желтое покрывало на светло-голубой подкладке, из одного цельного куска прозрачной материи. В белокурых волосах вплетена нитка жемчуга, на руках браслеты. Она танцует быстрый, легко-подпрыгивающий танец. Вероятно, она изображает Венеру, выходящую из волп. Другая танцует под тимпан. По словам Сидония Апполлинария, такие танцовщицы «являлись на пирах, переодетые менадами» и, по свидетельству Исидора, Петрония и Корнелия Галла, сопровождали пляску ударами в тимпаны.

Танцовщица эта с фиолетовой небридой, т. е. тигровой кожей на голубой подкладке, с двойными запястьями, в желтых башмаках (obstrigilia). Она танцует, очевидно, вакхический танец.

Число балетных трупп и вкусы публики Число балетных трупп, являвшихся и исполнителями пантомим и увеселительными ансамблями на пирах — достигало в Риме, по свидетельству Марцелина, до 3000.

Римляне были более требовательны к танцовщицам со стороны удовлетворения своих эротических вкусов, чем к художественным достоинствам танца и его внутреннему содержанию, к его идее.

Но при всем этом римские танцы всегда были изобразительными, т. е. имели, хотя и неглубокий, но сюжет (обыкновенно из мифологии), как танец Венеры, Астарты, Леды и др. Римский танец обладал техникой гораздо большей, чем греческий, в своих balance, пируэтах, перегибах корпуса, турах и прочих pas.

Знаменитая танцовщица Эмпуза, о которой упоминает Евстафий, могла вертеться с такой быстротой, что исчезала из глаз зрителей. Другие танцовщицы — Тимела и Пиллис — превзошли ее прыжками.

Знаменитыми танцовщиками были Парис и Силий (оба казненные императором из ревности к женам.

Танцами славились в Риме этруски. Мимика лица дошла до апогея, но, как и о правилах греческой Оркестики (в частности, о мимике), до нас не дошло никаких сведений.

Известно, что танцовщик Мемфир изображал так прекрасно и убедительно танцами систему философии Пифагора, что с ним не могли сравниться лучшие ораторы.
В эпоху Цицерона актер Росций изображал мимикой речи ораторов.

Что касается сценической пантомимы, то авторы их давали только, так сказать, либретто, актеры же развивали подробности сами и часто импровизировали.
Оргилстические культы Рима Оргиастические культы Греции перешли в Рим, кажется, только для того, чтобы потворствовать разнузданности. Дионисии, а также Мегалийские торжества в честь Кибелы выразились в диких оргиях, в которых вместо экстаза было пьянство и разврат.

Еще разнузданнее были римские Сатурналии, но тут отводилось большое и серьезное место мимике и пляске.

Rate this post