Простота народных танцев

простота танцаТехника танцев у всех европейских народов, вплоть до эпохи Возрождения, еще более предположительна, чем та же техника у древних греков. У последних была выработанная оркестика с целым рядом группировок. Мы знаем античное танцевальное искусство по доставшимся нам в наследство письменным памятникам и по богатейшей вазовой иконографии. Лукиан, Атеней и другие дали специально хореографический материал для определения разных форм танца. Средние же века оставили нам очень скудные по этой отрасли искусства материалы. Имеются сказания, баллады, песни, былины и незначительное число картин, резанных на дереве и на меди; но все это, вместе взятое, не поддается никакой строгой системе и путается в разных противоречиях об одном и том же предмете. Ввиду этого техника танцев христианских народов до XV в. остается туманной. Да и вряд ли было что-либо по этой части строго определенное и мало-мальски регламентированное. Приходится только догадываться, как и что танцевали в разных слоях общества и, в частности, в народе.

До появления в печати в XVI в. первых самоучителей и объявителей разных танцев, следует признать, что все сделанные описания танцев раннего средневекового периода построены на крайне шатких основаниях и покоятся на одних предположениях.

То была мрачная эпоха, тяжело отразившаяся на хореографии, целыми веками остававшейся в примитивных формах.

Народ, конечно, не переставал развлекаться танцами. Во всех государствах, от севера до юга Европы, народ делал танцевальные движения, по свойству своему получившие везде одинаковые названия. Делали прыжки, скакали, наклонялись, приседали, поднимали корпус и опускали его, прыгали то на одной ноге, то на двух, наконец, вертелись и кружились, обнявшись парами.

Из такого рода несложных движений сформировалось громадное число народных танцев, большей частью соединенных с играми, имевшими определенное символическое значение, нередко обоснованное на суеверных преданиях язычества. Не только в разных городах, но даже и в близко отстоявших друг» от друга селениях были совсем не похожие друг на друга танцы. Явление, впрочем, присущее и нашему времени.

Народные танцы были обыкновенно очень шумны. Это усматривается из целого ряда танцевальных песен и поэзии того времени, где говорится, что народ плясал, прыгал, делая разные хитросплетенные движения.

Во вторую половину средневековья появилось крупное новшество в танцевальном искусстве. В первые века христианства, как мы уже говорили, мужчины и женщины танцевали врозь или же, соединившись в хороводы, они танцевали различно. Каждый из полов танцевал сам за себя. Во вторую половину средних веков начали танцевать и парами, причем прежний религиозный принцип был совершенно устранен и его место заменил принцип сердечного взаимного влечения мужчины к прекрасному полу.

Благодаря этому принципу, сама собой зародилась потребность в более близком соприкосновении обоих полов. Потребность эта и выразилась в темпах, где пары, обнявшись, кружились, вертелись, создав незаметно новый вид танцев «вертящихся».

В средние века, в деревнях, водили исключительно одни хороводы под звуки хоровых песен или очень скромного оркестра. Это были не столько танцы, сколько игры с пением, где участвующие прыгали, подобно веселящимся детям. Танцевали рядами, схватившись за руки. Фигуры, выделываемые ногами, очевидно были совершенно произвольны, но темп их был приноровлен к музыкальной мелодии, которой руководился шедший впереди «распорядитель». Хороводы во всех странах были едва ли не единственным видом танцев. Они отличались только вариантами, объединенными с разными играми, выражавшими дух и темперамент национальностей.

Мы благодарны вам за то, что делитесь ссылкой на эту страницу :