Пиррические танцы

пиррические танцыВ числе общественных танцев на первом месте должны быть поставлены воинственные. Благодаря гимнастическим упражнениям в школах, греки с раннего детства приобретали ловкость и гибкость в движениях, потому исполнявшиеся публично танцы, с воинственным пошибом, были красивым и любимым их развлечением.

Таких танцев было очень много. Большинству из них присвоено название пиррических.

Первообразом пиррических танцев считают танец куретов и корибантов. Родиной этого упражнения называют остров Крит. Это объясняется тем обстоятельством, что на Крите находилось месторождение металлов, из которых ковали орудие. По нашему мнению, так поэтически описанный древними поэтами танец куретов едва ли существовал в действительности. Его знают только по античным вазам и рельефам, на которых имеются рисунки подобного танца, очевидно воспроизведенного фантазией художников на основании доисторической легенды. Согласно этой басне, куреты будто бы плясали с целью отвлечь кровожадного Хроноса, желавшего пожрать новорожденного Зевса. Легенду эту художники трактовали на самые разнообразные лады. Видно, что несколько вооруженных куретов, ударяя мечем по щиту, производили шум и вертелись вокруг ребенка, будущего владыки олимпийских богов. Таким образом, весьма возможно, что в этом танце и не было ничего воинственного. Тем не менее все пиррические танцы ведут свое начало от воинственной пляски куретов. Такое толкование совершенно аналогично с легендою о символическом триумфальном шествии победоносного Диониса из Индии, который будто бы перенес в Грецию все храмовые и бытовые танцы. Вообще следует заметить, что религия и войны были тем естественным руслом, по которому к грекам перешло большинство танцев от иноземцев.

Все греческие юноши обязаны были обучаться военным танцам. Это обучение выражалось вмемфитике, которую преподавали в школах для развития у юношей любви к военному ремеслу. Ликург включил мемфитику в число учебных предметов в школах и делил ее на две части: 1) гипнопедию, или танец младшего возраста, и 2) эноплинию, танец для взрослых. Танцы эти заключались в упражнениях бросания дротика и в обороне щитами. Согласно же другим источникам, мемфитику составляли четыре части: 1) подизм, в роде быстрого марша; 2) ксефизм — род сражения, причем одни исполнители бросали дротик, другие же защищались; 3) прыжки и скачки, чтобы уметь быстро и легко преодолевать препятствия в виде рвов, заборов, укреплений; 4) тетракон — общие марши, контрмарши и построение фигуры, подражающей сомкнутому каре. По другим исследованиям, мемфитику причисляли к числу совершенно самостоятельных, исполнявшихся публично, танцев. Это, конечно, неверно.

Главнейшим из всех воинственных танцев был, несомненно, пиррический, который можно даже назвать военного пантомимою. О происхождении его существуют крайне разноречивые указания. Во всяком же случае, он относится к самым древним временам Греции. Одна легенда говорит, что Афина Паллада была первою исполнительницею пиррического танца. Она будто бы плясала в ознаменование победы над титанами. Другая легенда утверждает, что он изобретен царем Эпира — Пирром. Большинство же исследователей склонны думать, что название его произошло от слова «пира» — «костер», вокруг которого будто бы танцевал Ахилл при похоронах Патрокла. У лакедемонян обучение пиррическому танцу было обязательно. Ликург требовал, чтобы все граждане обучались этому танцу с семилетнего возраста.

Надо полагать, что у греков пиррические танцы были известны под общим генерическим названием «хирономия»; между тем некоторые писатели утверждают, что хирономию следует считать совершенно самостоятельным воинственным танцем.

Для пиррического танца танцовщики одевались в костюмы воинов: короткую куртку до колен, перетянутую по талии двойным кушаком. В руках лук, щит, стрелы или другое оружие. Размером в три такта начинался этот танец и кончался двумя тактами. Танцовщики скакали вперед, перепрыгивая с одной ноги на другую, наподобие гимнастического шага. Затем производились разные военные движения; прямыми шеренгами нападали друг на друга, смыкались в общий круг, прыгали группами, становились на колени и пр.

Фигуры, движения и манипуляции оружием в такт музыке, под звуки флейты были очень разнообразны. Исполнители воспроизводили воинские действия и единоличные бои, словно во время настоящих сражений.

Мраморные рельефы в Капитолийском музее дают очень наглядное представление о пиррическом танце. Соразмеренный удар по щиту и гимнастический шаг составляют характерную его особенность. Резко отличались два вида этого танца — спартанский и тирренский. Первый из них, исполнявшийся под флейту и под воинственную песню в темпе анапеста, описан Лукианом, который приводит даже несколько командных слов. Второй же под более громкие трубные звуки.
Замечательно, что в этом вооруженном танце принимали участие и женщины, которые отличались даже большей ловкостью, чем мужчины. С каской на голове, почти обнаженные, прикрытые только строфиономи, поддерживавшими грудь, в жестких наколенниках, красивые амазонки-спартанки, совместно с молодыми людьми, плясали этот красивый танец.

Существовало несколько вариантов пиррического танца, носивших название соответственно их характеру: сциамахия — «битва с призраками», мономахия — исполнявшаяся солистом или солисткой, под звуки двойной флейты. (Описание подобного танца сохранилось у Ксенофонта: «Вышел грек, держащий в каждой руке по круглому щиту. Он танцевал, как будто сражаясь с двумя нападавшими. Затем, уподобляясь персу, он ударял о щит, становился на колени, поднимался и разные боевые движения проделывал, в такт игравшей флейты». Затем он вызвал аркадийца с блестяще одетой танцовщицей, державшей легкий щит в руках. Она превосходно исполнила воинственную пляску, заслуживши всеобщее одобрение.) Гипломахия, в которой участвовали только два борца со щитами. Наконец, плясали группами.

Исполнявшие пиррический танец «пиррихисты» особенно отличались во время торжественных празднеств

Панафиней — в честь Афины. Лучшим исполнителям выдавались премии.
Во времена империи танец этот утратил свой первобытный характер и вместо воинских доспехов у исполнителей в руках были тирсы, факелы и разнообразные атрибуты.

В Фессалии существовал еще, под названием пиррического, другой танец, имевший аллегорическое значение. Смысл его заключался в напоминании долга, который обязаны исполнять сыны отечества; долг — мирно возделывать землю и долг — защищать родину. В этом танце участвовал поселянин с орудиями земледелия и вооруженный воин.

Атеней уверяет, что в позднейшие времена пиррический танец был посвящен Вакху, жрецы и прозелиты которого плясали, держа в руках не воинские доспехи, а тирсы, ветви и факелы, изображая своими эволюциями победы, одержанные Вакхом в Индии.

Из ряда многочисленных воинственных танцев назовем еще некоторые наиболее характерные и типичные:

Берекинтиаке — танец в честь матери богов. Танец критян, с оружием в руках.
Каллабрисмос — самый упрощенный воинственный танец, распространенный во Фракии.
Ферманстрис — исполнители с обнаженными до плеч руками, потрясая мечами и топориками, долго маневрировали с опущенными головами, нервно скручивали ниспадавшие локоны волос, иногда кусали самих себя и кончали тем, что сами наносили себе раны оружием.
Ксифисма, эпикредиас и др., названия которых можно найти в нашем общем списке танцев.

К числу общественных и воинственных танцев ошибочно причисляют танец титанов. Его публично не исполняли, а сражение с титанами представлялось только на театрах как воспоминание об этой легендарной битве, относящейся к первому, доисторическому, поколению богов.

Наилучшими исполнителями пиррических танцев считались спартанцы и жители острова Крит. Ловкость их считалась как бы преемственною от известного критского воина Мериона, который во время битвы и на поле сражения признавался легконогим танцором, что, бесспорно, следует принимать фигурально, так как военная маршировка греков называлась также и танцами.

Каждое племя эллинского происхождения имело свой собственный танец с оружием в руках и с разнообразными воинскими эволюциями. При этом, однако, можно заметить, что основные, главные движения — душа целого, общего — заключалась в «кси-фисме», т. е. в ударах оружием по щиту.

5/5 - (1 голос)