Первообраз танцевального искусства

танцевальное искусствоВполне естественно, что у человека явилась и потребность для выражения чувств восторга и умиления перед Создателем природы, награждающей его всеми благами, необходимыми для его существования. Он искал средства, как проявить свою признательность, и вылил ее в форме пения и танцев, во славу Творца вселенной.

В силу таких положений, большинство историков признало такой вывод непреложным и почти единогласно повторило, что религиозные, священные танцы были первообразом танцевального искусства.

Едва ли, однако, такое заключение можно считать неопровержимым. Из приведенных примеров о современных дикарях, то есть тех же первобытных детях природы, мы видим, что танцы и музыка прежде всего выражались у них как средство для развлечения. Затем уже, когда люди пришли в более культурное состояние, когда они могли уже рассуждать «по-человечески», только тогда у них явилась мысль приурочить свое едва ли не единственное в то время развлечение — танцы к религиозно-духовному культу. Только тогда, посредством преобразованных танцев и пения, люди начали воздавать благодарность невидимым божествам.

Сознавая свое подчинение высшим силам природы, независимым от его личной воли, человек, действительно, невольно преклонялся перед этими таинственными силами. Солнце грело; огонь жег; гром устрашал; в воде он тонул; ветер дул; все это, вместе взятое, производило на человека громадное впечатление. В его голове, несомненно, зарождался культ поклонения стихиям и физическим явлениям природы как главенствующим понятиям о Боге.

Название музы танцев как будто подтверждает это мнение. Греки подыскивали всегда выразительный, осмысленный названия всем предметам вообще. Богиню танцев они назвали Терпсихорой что означает «развлекающая». Если бы высококультурные жители Эллады придавали ей характер религиозный, то они назвали бы эту музу не «веселящею», а «священною».

Конечно, такое различие мнений не имеет существенного значения, но мы привели его с целью показать трудность составления точных выводов в области истории хореографического искусства, нелегко поддающейся верным исследованиям.

По нашему мнению, следует установить раз навсегда, что танец есть не что иное, как непреодолимая и естественная наклонность человека к подражательным движениям. В первобытные времена хотя и не существовало «искусство танцев», но люди только прыгали и скакали, принимая разные позы, посредством которых, в грубой форме, выражалось душевное настроение танцующих. Веселье и радость преимущественно служили главными элементами танца. Такова была первая стадия танца. Подобно тому как танцует ребенок, так наивно танцевали и первобытные народы. Затем уже религиозное чувство, при помощи пения и звука инструментов, преобразило чисто механические движения в танец, подчиненный уже известным правилам. Положен был фундамент для нарождавшегося искусства хореографии, неразрывно связанного с жизнью всего человечества.

Мы благодарны вам за то, что делитесь ссылкой на эту страницу :