Описание танцев Жакольо, Лотти и др.

жакольоПодробное описание таких танцев дает Жакольо в его путешествии по стране баядерок.

«Настоящая баядерка,- говорит он,- не смеет танцевать публично. Ей, обязанной воспламенять чувства, нужны тайна и полусвет. Экзальтация ее должна происходить постепенно. Ее мускулы трепещут, грудь ее высоко поднимается, все тело изгибается в разных направлениях.

То двигается она полусогнутая с распущенными по голым плечам волосами, то ложится на ковер, корчится, подобно кошке, устремив на зрителей свои огненно-черные глаза, которые она искусно покрывает влагой. То обращает она свои глаза к небу, подобно вдохновенной девственнице, взывая к божествам и принимая страстные позы.

После этого следуют соблазнительные, исполненные нежности позы и часто прерываемые паузами движения всем туловищем, чтобы показать красоту бедер, подвижность талии и изящество всего корпуса.

Мы все,- продолжает Жакольо,- безмолвно замерли, как вдруг, по знаку раджи, поднялся шелковый занавес и перед нами предстали четыре баядерки, сияющие молодостью, красотой и грацией. Представьте себе громадный зал индийской архитектуры, украшенный мусульманскими арабесками. В таинственном полумраке, в шести шагах от нас, двигались четыре пятнадцатилетние красавицы с распущенными волосами. С открытой грудью и едва прикрытым легкой материей телом, эти служительницы Брахмы оживляли полумрак, нимало не нарушая царствовавшей в зале тишины. Точно четыре фантастических видения, четыре гурии спустились из рая Индры, чтобы восстановить перед людьми потерянную тайну чистейших, красивейших форм женщины.

Они начали танцевать. Представьте себе самые грациозные позы, изображенные на полотнах искуснейшими живописцами, вообразите, что перед вами находятся красавицы, опьяненные страстью вакханок, ползающие у ног ваших, гибкие как змеи, ласкающие своими томными взглядами, с вздымающеюся грудью, лихорадочным возбуждением и нервным трепетом, и все-таки вы будете иметь слабое понятие об этом странном и возбуждающем представлении.

Сведения о танцах баядерок противоречивы. Одни очевидцы подчеркивают их сладострастный характер, другие утверждают, что в танцах баядерок нет ни малейшей черты, обличающей наслаждение, нет безумного влечения к оргии, не чувствуется в них ни радость, ,ни счастье, которые испытываются европейцем во время танцев. При полном отсутствии виртуозной техники, это не более как медленные упражнения руками, которыми симулируются перипетии любви. Русский путешественник по Индии кн. Ухтомский говорит также, что от одного внешнего вида этих плясуний получается недоверие к дутым, восторженным отзывам туристов и полное разочарование.

Невзрачные, коричневые, неуклюже затянутые в дорогую ткань, облекающую их с ног до головы, они производят далеко не эстетическое впечатление. Баядерки, как представительницы свободной любви, издавна должны, по своему двусмысленному социальному положению, тщательно закрывать себе туловище, грудь и плечи.

Но,- заканчивает Жакольо,- должен же наконец прекратиться этот танец жриц любви. Когда возбуждение их достигает крайнего предела экзальтации, они начинают вертеться одна вокруг другой, быстро-быстро — до головокружения, до полного истощения сил! Затем, полунагие, они падают на пол!» Таковы индийские баядерки по словам Жакольо.

Картины художников, изображающих баядерок воздушными, полуобнаженными видениями, должны быть отнесены к области фантазии. Опоэтизированные образы разбиваются в самой Индии, где танцы местных «балерин» производят скорее отталкивающее впечатление. При дисгармонии сопутствующей музыки, в медленных и холодно размеренных телодвижениях каждой пляшущей девушки нельзя усмотреть ни малейшей искры огня.

Ввиду противоречия в объяснениях характера танцев баядерок, следует придерживаться золотой середины. Полное развенчание их искусства недопустимо уже потому, что никто из туристов не старался вникнуть в смысл танцев, имеющих несомненно священное значение, превращающееся при исполнении в пагодах в ритуальное действие с литургическим оттенком.

Во всяком случае, следует признать, что в идее танца лежит затаенная страсть, кажущееся равнодушие, упоительно сладкая нега и неутолимая, по существу, жажда любви, в которую сердце изверилось и которая все-таки манит куда-то вперед.
Мы даем такое толкование потому, что оно лежит в основе пестрой религии индусов, проникнутой глубоким мистицизмом.

Тот же танец, под названием мозамбикского, исполняется аборигенами на Мозамбикском берегу, где одежды танцовщиц значительно отличаются от одежд индийских баядерок.

Кроме привилегированных баядерок в Индии, как мы уже говорили, дает публичные представления специальное сословие танцовщиц — наутш, странствующих по разным городам, где они за деньги показывают свои таланты и свою красоту. Англичане называют их «nautch girls». Они исполняют разные танцы под названием. Между прочими интересен танец с яйцами. Это упражнение полуобнаженная баядерка исполняет, все время танцуя и перебирая ногами. Артистка с изумительной ловкостью подбрасывает яйца, нанизывая их на острые шпильки, прикрепленные к вертящемуся на голове колесу. Танец этот очень распространен.

Мужчины в Индии признаются недостойными танцевать. Это развлечение составляет исключительную привилегию одного женского пола.

Как на редкое исключение, можно указать на двор одного из раджей, при котором содержится специально составленная из мужчин труппа танцоров. Это красивые молодые люди в возрасте до 20 лет. Для создания же чего-либо нового, оригинального в танцах, артисты оказались неспособными.

Одетые в богатые женские костюмы, эти артисты никаких самостоятельных танцев не исполняют. Это — мужчины в юбках, подражающие баядеркам. Те же жесты, позы, та же игра с шарфом и топтание на месте.

Малообразные танцы эти служат хорошим доказательством того, что хореографическая фантазия индусов до крайности бедна. Индусское танцевальное искусство застыло на танцах баядерок, однообразно исполняемых во всех местах обширной страны. Других, более живых и образных, форм в танцах не существует.

Все танцы баядерок только носят разные названия, но по своему характеру они мало отличаются друг от друга — те же неизбежные шарфы, та же симуляция любви и малая подвижность ног.

Rate this post