Мимы-подражатели, Второй и третий периоды

мимы подражателиВ 514 г. освобожденный за свои таланты от рабства, грек по происхождению, Ливии Андроник первый сочинил для сцены драматическо-мимическое действие в стихах. Римляне пришли в восторг как от сюжета, так и от исполнения. Артист-поэт вынужден был каждый вечер по требованию публики повторять излюбленные строфы. Кончилось тем, что Андроник, вследствие напряжения сил, охрип, потерял голос и не в состоянии был декламировать на сцене. Тогда, во время спектакля, он испросил у зрителей разрешение, чтобы его поэму пел юный его ученик, которого он поставил рядом с аккомпанировавшим ему музыкантом-флейтистом. Сам же он в это время только делал жесты и телодвижения, соответствовавшие сюжету.

Это случайное нововведение имело громадный успех. Явились подражатели, и безмолвная жестикуляция приобрела на сцене право гражданства. Положено было начало новому искусству, названному Титом Ливием «пением рук».

К сожалению, до нас не дошла ни одна из пьес Андроника, которого по справедливости можно признать творцом драматической декламации. Сохранились только одни названия пьес: «Троянский конь», «Ахилл», «Аякс», «Андромеда» и др. исключительно на мифологические сюжеты.

Надо полагать, что пьесы были не сложны по своему содержанию, так как они исполнялись одним и тем же актером, который, играя несколько ролей сразу, вынужден был часто менять одежду и маску, сообразуясь с характером изображаемого лица.

Свои представления Андроник давал под портиками храма Паллады. Он не ограничился лаврами как актер, а прославился еще и как переводчик Гомера и как историк, описавший Пунические войны, за что ему при жизни, был воздвигнут памятник.

Пример был подан. Гистрионы, увлеченные успехом Андроника, начали ему подражать, развивая искусство жестикуляции и измышляя более сложные представления, к которым приурочивали новую форму искусства. Сюжеты для маленьких пьесок избирались преимущественно веселого и легкого жанра, причем, приноравливаясь ко вкусу толпы, не гнушались фабулами скабрезного свойства.

Одновременно с таким движением в области декламационного искусства, в Риме не переставали давать и представления трагедий и драм. В подражание грекам хор был уничтожен. Антракты между действиями сделались длиннее. Для развлечения публики во время этих антрактов антрепренеры заставляли музыкантов-флейтистов играть на сцене. Затем и это показалось недостаточным. Добавили еще гистрионов, обязанных тешить зрителей своими смешными, иногда не лишенными остроумия интермедиями. Однако вскоре заметили, что подобные дивертисменты уничтожали в зрителях настроение, отвлекая их от содержания представляемой пьесы. Чтобы избавить от такого неудобства и чтобы не уничтожать впечатления от только что представленных драматических сцен, решили прекратить подобные веселые дивертисменты Вместо интермедий гистрионы под звуки флейт, посредством одних жестов и телодвижений, стали повторять только что сыгранный акт трагедии или комедии.

Этих гистрионов с тех пор начали. Немой разговор новоявленных артистов сделался для публики удобопонятным и даже более выразительным, чем слова актеров в пьесе. Видя постоянно растущий успех, мимы создали свой собственный театр, где делались уже серьезные попытки совершенно отделиться от устной речи. Сальтация вступила в третий период своего развития.

Мы благодарны вам за то, что делитесь ссылкой на эту страницу :