Мандарины-танцоры

Мандарина танцорыМедленными движениями рук и ног мандарины-танцоры показывают, что они повергают к стопам императора всю свою деятельность и энергию. Быстрое же верчение служит символом того, что они, по приказу владыки, готовы перед миром свидетельствовать о величии императора.

Все они носят одинаковое одеяние. Длинные ожерелья из ценных камней украшают их грудь. На голове — светлая шапочка с назатыльником, прикрывающим шею и спускающимся на плечи. Эта труппа танцоров вербуется из сыновей самых знатных мандаринов.

Хотя морализирующее значение танцев постепенно утрачивало свой характер, но некоторые традиции преемственно сохранились и до настоящего времени. Характер танцев при современном китайском дворе хотя и преисполнен важности, достоинства и даже изящества, но он уже не имеет ничего общего с символизмом древних передвижных представлений, отошедших в область преданий.

К позднейшим, близким к нам временам следует отнести предписываемые китайским этикетом эволюции, исполняемые мандаринами-танцорами, состоящими при особе императора. Во время церемонии мандарины приближаются попарно, делая руками и ногами движения, соответственно медленному темпу музыки. Затем они вертятся, сначала тихо, а потом все шибче и шибче, до тех пор пока не подойдут к подножью трона; тут они сразу останавливаются и падают ниц перед владыкой…

В обыкновенные дни при дворе танцевало не более 20 человек; но в дни торжеств число исполнителей превышало сотню. Все их танцы были исключительно мимические. Танцоры делали разные жесты, вертелись на месте, бегали и пр.

Кроме танцев, исполняемых группами, существовали при дворе и солисты, танцующие и одновременно поющие.

Но эти танцы можно назвать только жалким подражанием древним китайским громоздким балетам, канувшим в вечность. Им, конечно, более не воскреснуть в Небесной империи. Тем не менее, благодаря массе не утративших своего значения китайских церемоний, требуемых этикетом, не только придворным, но и вообще при сношениях с разными деятелями, китайцы обязаны и в настоящее время обучаться искусству делать поклоны при разных случаях в жизни. Поклоны эти и сопровождающие их жесты до крайности разнообразны, смотря по тому, кому они отвешиваются. Для этого существуют особые учителя, которые учат манере поклониться в разных случаях жизни, как следует подать чашку чая, как принять ее, как обмахнуться веером и пр. и пр. Но это уже не танцы, бывшие в большом почете в седую старину. Это простые манипуляции руками и ногами.

Лучшими танцовщиками считаются артисты из города Су-Чу-фу. Китайцы говорят, что если рай существует в небесах, то Су-Чу-фу — земной рай. В этом городе, действительно, сосредоточены школы поэтов, актеров и танцоров.

Rate this post