Лирические танцы

лирические танцыК числу лирических танцев, исполнявшихся на сцене, относятся танцы, когда артисты обоего пола пели и танцевали совместно.

К разряду лирических причисляется гиперхематика. Правило этого танца заключалось в том, что артисты обязаны были в своих фигурах и движениях точно руководствоваться текстом исполнявшихся песен. Аристофан первым ввел на сцену эти танцы.

Кроме того, еще известен был тирбозиа — танец хвалебный или дифирамбический.

Перечисленные категории танцевальных форм, выражавшихся эвмелеей, кордаксом и сикиннис, составляли только темпы танцев и обрисовывали характер телодвижений и жестов. Все же эти формы большей частью совмещались в одном каком-либо танце, где артистам приходилось при помощи пантомимы пояснять смысл своих телодвижений. Из соединения всех трех форм, как серьезных, так мимических и сатирических, составлялись все театральные танцы, которые носили преимущественно названия богов и героев, приключения которых представлялись на сцене. Из разных источников видно, что на сцене исполнялись смешанные, мимические сцены. Репертуар преимущественно состоял из пьес с сюжетами, почерпнутыми из мифологии.

Следует отметить ряд противоречий, встречаемых у разных писателей, относительно свойства и значения танцев, исполнявшихся в греческих театрах. Некоторые полагают, что танцы имели тесную связь с главным действием и с сюжетом трагедии или комедии. Другие же утверждают, что танцы не имели никакого отношения к пьесам и что они представляли собой как бы интермедию, служившую развлечением во время антрактов.

Такое мнение может быть признано не совсем основательным, потому что достоверно известно, что в трагедиях танцоры пунктуально следили за всеми движениями, которые намечались им главным актером-трагиком; при этом сами авторы сочиняли для танцовщиков разные па, фигуры и эволюции. Известно, что Эсхил — первый драматический писатель Греции — был некоторым образом и первым балетмейстером. Аристофан же ввел в свои комедии сатирические танцы, находившиеся по своему характеру в связи с фабулой комедии.

Вместе с тем нельзя не признавать, что с течением времени танцы начали утрачивать свое первоначальное значение, заключавшееся в том, чтобы помогать актеру действовать на воображение зрителей, и действительно превратились в дивертисменты, благодаря которым скульпторы черпали позы и аттитюды для своих произведений, моделями для которых служили артисты, изображавшие разных божеств. Таким образом, во всяком случае, благородство и совершенство танцевального искусства, в каком бы виде оно ни представлялось, находится вне всякого сомнения. Достаточно указать на громадное число учеников великого Фидия, бравших модели для своих художественных произведений преимущественно из среды сценических деятелей и из актрис, больших искусниц в хореографии.
Несомненно, что если бы греки шли по прежде намеченному ими пути, то оркестика и ее техника достигли бы у них высокой степени совершенства. Но разнузданность комедии греческой отразилась и на танцах, которые утрачивали постепенно свой благородный стиль и впоследствии служили исключительно для возбуждения самых низменных страстей. Преобладающими мотивами была чувственность. Танцоры в постыдстве своих движений и поз доходили до крайнего реализма. Театральные танцы, благодаря их неприличию, собирали массу публики; ими увлекались настолько, что забывались изящество и прелесть искусства. Вот к этим позднейшим временам следует отнести мнение о том, что на сцене, в трагедиях, танцы хора не утратили прежнего своего значения, хотя значение это было уже совершенно отличное от прежнего. Очень спорным является вопрос о том, существовал ли у греков пантомимный балет как самостоятельное искусство. То цельное зрелище, которое известно в настоящее время под именем балета, конечно, грекам было неизвестно. Но хореографические сцены с сюжетом, передаваемым артистами посредством пантомимы, конечно, были в большом ходу на греческих сценах. Это не подлежит ни малейшему сомнению.

Мимические актеры были известны в Греции с очень давних времен. Кассиодор считает, что началом своим они обязаны некоему Филистиону который, по преданию, умер на сцене от собственного смеха, представляя фарс под названием «Фологелос».
История сохранила нам имена многих известных греческих актеров. Кроме мифических Эмпусы и Протея прославились своим искусством Андрон Катанский, Филамон Дельфийский, Родтмант, Кипедус, Паламед, Менее, Барицилл, Банкис, Софрон-мимограф, Хелесандр, Бильбе, Арион, которому приписывают сочинение одного танца, Неоптолем, современник Филиппа Македонского, Ксенофонт, прославившийся своими вакхическими танцами, Страфил и др.

Театральные спектакли в Древней Греции давались преимущественно в праздничные дни, поэтому на сцене сюжеты для танцев выбирались подходящие к чествуемому в тот день божеству. Так, во время Дионисий или праздников Афродиты на театральных подмостках артисты, не церемонясь, исполняли самые сладострастные и разнузданные танцы, апокинос, любимый танец куртизанок, бридалиха, непристойный, исполнявшийся женщинами в масках, епифалос, стробилос и др. Они вызывали восторг толпы, поэтому их танцевали очень часто.

Из женщин-танцовщиц пользовались известностью Апаца, Карамелла, прозванная Четвертой Харитой, Гелладия и др. Следует еще упомянуть об Аспасии. Хотя она и не была профессиональной танцовщицей, но, будучи куртизанкой, славилась как искусная представительница оркестики, научившая танцевать Сократа. Пользуясь страстной любовью женившегося на ней Перикла, Аспасия стала законодательницей мод в Афинах и, как мы уже говорили, учредила даже школу, где преподавались танцы и где профессия куртизанок была возведена в целую систему.

Греческие писатели не скупились на эпитеты, которыми они награждали танцовщиков, характеризуя искусство каждого из них. Наиболее употребительны были: гибкий, ловкий, прыгун, подходящий к своей роли, ритмичный, высоко скачущий, приличный, сладострастный, ведущий за собой публику, с быстрыми ногами, прекрасно становится в разные аттитюды, красиво жестикулирующий, в движениях мягкий, танцующий без усилия и пр.

Как ни кратки отзывы критиков-рецензентов, живших более чем за 2000 лет до н. э., но они служат хорошим показателем того, что техника хореографического искусства в античной Греции достигла известной степени совершенства, вызывая поощрительные или неодобрительные отзывы об исполнителях.

Rate this post