Конские балеты во Франции

лошадьПридворные празднества не ограничивались одним специальным оперой-балетом. Для торжеств устраивали карусели, которые носили название «конских балетов». В них участвовали сотни кавалеров верхом на лошадях. «Конские кадрили» сходились, расходились, составляли группы, делая разнообразные эволюции. Мода на такие «конские балеты» перешла из Италии, где подобные представления повторялись неоднократно в разных городах. Особенно пышными они были во Флоренции. Для постановки таких «конских балетов» требовалось далеко не дюжинное дарование.

Мы не могли обойти молчанием этих «конских балетов» потому, что в XVI в. они занимали видное место в придворном жизни разных государств и имели косвенное отношение к хореографии. Карусели стоили громадных денег. К ним готовились в течение нескольких месяцев, и население ожидало их с большим интересом. О них имеется целая литература с многочисленными рисунками, списанными с натуры. Отец Менетрис в своей книге о балетах, изданной в 1682 г., посвятил «конскому балету» обстоятельную статью. Из целого ряда развлечений такого рода самой блистательной была карусель, устроенная в 1608 г. во Флоренции, по поводу бракосочетания принца Тосканского. Карусель эта называлась «Эол, царь Ветров». Ее поставил Альфонс Руджери Сансеверино. На площади была воздвигнута громадная скала с наглухо запертым гротом. Сперва выступил Эол, сопровождаемый двенадцатью моряками, которых он обучил управлению парусами, сообразно направлению ветра. Впереди шли двенадцать тритонов, игравших на медных трубах. За ними двигались сирены, пажи, изображавшие разные ветры — теплые, холодные, сырые и пр.

Следовала колесница Океана, двумя китами. Громадная машина эта была окружена нимфами — морскими, речными и другими. Играя на разных инструментах, они составляли свиту восседавшего на колеснице Эола. Приблизившись к княжеской ложе, Эол приветствовал новобрачных, предложив в их распоряжение все свое царство. Затем он взял в руки копье и, быстро на правившись к гроту, открыл двери, откуда неожиданно выехали 128 всадников, которые, подобно изображаемым им ветрам, ринулись на другую сторону площади, но были моментально остановлены Эолом, составившим из них фигуру треугольника. Затем, по команде Эола, всадники то шагом, то легким галопом делали всевозможные красивые эволюции, составляя различные фигуры; делали вольты, полувольты то парами, то по четыре или по восемь в ряд, образуя из своих сочетаний настоящий лабиринт.

«Конский балет» при том же тосканском дворе в 1615 г. был еще оригинальнее и роскошнее. Представили «Торжество Мира и Любви над войной». Четыре колесницы четырех частей света следовали за колесницей победителя. Европу тащили лошади, Африку — слоны, Азию — верблюды, Америку — единороги.

Еще раньше, а именно в 1561 г., герцог Феррарский устроил «конский балет». Спектакль начался тем, что на площадь выступили двенадцать слонов с громадными башнями на спинах. Внезапно слоны раздвоились. Из дверей и раскрывшихся башенных стен выехали всадники, исполнившие искусно поставленные, крайне разнообразные геометрические сочетания.

Целый ряд фигур, изображенных в книге Менетрие, дает понятие об эволюциях, исполнявшихся на лошадях. Благодаря сходству этих сочетаний с фигурами, вводимыми в оперы-балеты, карусели того времени и были названы «конскими балетами».

Rate this post