Гонение на танцы

гоненияЗапрещенные в храмах сборища и праздники, как мы уже говорили, перешли на улицу во всей христианской Европе. В одной хронике XIII в. передается, что в ночь под Рождество к монастырю Кольбих, около Бернбурга, подошли 16 пьяных мужчин и женщин. Ими странным образом овладело желание петь и плясать, что они, в припадке безумия, и сделали на дворе перед храмом во время церковной службы.

На просьбы прекратить неистовства пьяные ответили еще большими криками. Тогда священник закричал им: «Так пляшите же целый год на одном и том же месте!». Хроника добавляет, что пляска их длилась до тех пор, пока архиепископ Кельнский не снял с них проклятия; тем не менее три женщины вскоре умерли, а с мужчинами на всю их жизнь сделалась трясучая болезнь. На эту тему был даже вырезан фантастический рисунок в хронике 1493 г.

Подобные устрашающие легенды и рассказы передавались духовенством из города в город, но они все-таки мало влияли на народ, грубые нравы которого не давали еще достаточного материала для полного отрешения от полу языческих танцев.

По разным городам Европы исполняли танцы с вакхическим оттенком. Поводов для подобных танцев было много благодаря установившимся разным диким праздникам в честь рогоносцев, в память обезумевшей матери и пр.
Проявленная духовенством терпимость имела, однако, свои пределы, и Отцы Церкви не всегда могли оставаться равнодушными к искажению прежнего священного смысла танцев. Следовали, один за другим, ряд эдиктов и постановлений духовных Соборов. Потребовалось даже вмешательство Пап. В 781 и 741 гг. Папы Григорий III и Захарий прежде всего запретили «танцы» духовенства во время священной службы.

Таким образом, навсегда исчезли учрежденные в Севилье, с благословения Толедского Собора, литургии, где религиозной хореографии было отведено широкое место; затем и в сохранившихся от нашествия мавров семи церквах г. Толедо прекратились известные мессы «Mzarabes», в которых тамбурин отбивал для верующих такт, развивая в духовных гимнах танцевальный ритм «паваны» и «сарабанды».

Затем, как мы уже говорили, были запрещены сборища как в храмах, так и около них. Последующие Папы не переставали разъяснять народу, что оргиастические пляски не что иное, как наваждение дьявола, потому должны быть строжайше преследуемы.

Из текста некоторых сохранившихся народных песен видно, что танцы были прокляты с того времени, как Иродиада за свою пляску потребовала голову Иоанна Крестителя. «Когда ты вздумаешь танцевать, то вспомни о пролитой крови, и охвативший тебя злой дух, дьявол, отступится от тебя»,- так говорили на Соборах, а за ними тоже самое повторяли и духовные отцы в назидание своей пастве.

Существует довольно обширная литература, в которой высказывались проклятия танцевальному искусству. Во всех уголках Европы, кроме устных громовых речей, печатались, со ссылками на тексты Св. Писания, разнообразные разъяснения, в которых танцоры назывались то «исчадием ада», то «кандидатами на вечные муки в загробной жизни». По словам проповедников, танцевальные движения должны считаться пагубными, потому что в них видно несомненное вмешательство дьявола, который избрал танцы как верное средство для совращения людей. Нечистый заставляет плясать людей, сознавая, что когда человек танцует, то он лишается чести, стыда, совести и, таким образом, отдается прямо в руки дьяволу. На эту тему под давлением духовенства писались даже аллегорические картины, предназначенные как для отвлечения народа от пагубной страсти к танцам, так и для его устрашения. На таких картинах Смерть поражала отравой пляшущих и отдавала их во власть чертям, низвергавшим танцоров в огненную пасть ада.

Rate this post