Хореография народов

Египетский танец «ветер»

танец ветерИз открытых недавно барельефов усматривается, что рисунки изображают балетные представления, которыми древние египтяне угощали своих гостей. Из таких танцев, согласно разъяснению надписи на одной гробнице в Бени-Гассане, относящейся к XII династии, был известен танец под названием «ветер» — Одна танцовщица закинулась назад, касаясь земли, другая старается принять такое же положение, наконец, третья стоит сзади с приподнятыми руками.

Серьезные исследователи (А. Эрман) додумались даже до объяснения движения артисток: танцовщицы, по их мнению, изображают колеблемые ветром растения, кусты и папирус. Конечно, такое объяснение нельзя признать достоверными Оно вызывает только улыбку.

Мор Эммануэль, написавший «Античные танцы в Греции», отметил, что эллинское искусство и греческие танцовщицы имеют большое сходство с жестами и движениями наших балерин. Такое замечание еще более может относиться к египетским танцовщицам. В данном случае не правильнее ли было бы сказать, что созданное в Египте искусство послужило основою для европейской балетной техники и что современные балерины в тюниках и без тюников не создают ничего нового, а копируют античные атти-тюды, арабески и прочую хореографическую премудрость. Таким образом, можно, с полной достоверностью, сказать, что благородное искусство танцев в Греции, имеющее громадное сходство с египетскими фигурами, всецело обязано стране фараонов, откуда в Элладу, согласно мифологическим сказаниям, прибыл и Орфей с своей сладкозвучной лирой.

Костюм египетских танцовщиков был достаточно простой. Одеянием им служили только коротенькие панталоны или фартуки. Танцовщицы же нередко изображены в очень длинном, сквозном платье до пяток. Платье по талии стягивалось тонким поясом вроде четок. Встречаются одетые и в короткие юбки, похожие на тюники современных балерин. Преимущественно же встречаются совершенно обнаженные. При этом, как бы откровенен ни был костюм, но танцовщицы любили украшать себя кольцами на руках и ногах, ожерельями и венками на головах. Чем богаче был египтянин, к гарему которого была причислена танцовщица, тем роскошнее и была изукрашена представительница хореографии. Следует предположить, что в Египте были две категории танцовщиц. К первой относились артистки, пользовавшиеся известного рода уважением. Они напоминали альмей — танцовщиц более позднейшего происхождения, не имевших ничего общего с Древним Египтом. Танцы их были приличны. Вторая же категория показывала свои прелести и свои таланты самым непристойным образом. Очень возможно, что эти последние, по роду своего искусства, были аналогичны с отмеченными в отдаленные времена нескромными египетскими гавази. Им приписывают цыганское происхождение, родственное с испанскими гитанами и русскими цыганами, которых недаром называют «фараонами». Странствующие труппы гавази бродили и до начала XX в. по городам Египта. В их танцах передавались различные фазисы любовных вожделений.

Танцовщица скакала, делала сначала скромные, чисто девственные движения, затем постепенно воодушевлялась; жесты ее делались резче, выразительнее; в позах сказывался трепет желаний, доходивший до самых реальных форм.

Подобные танцы служили развлечением для гостей в частных домах, куда артистов приглашали по поводу всевозможных семейных событий. Древние египтяне любили угощать своих гостей разнообразными развлечениями. Приглашаемые ими артистки были искусны не только в одних сладострастных танцах, но и в эквилибристике и в акробатизме.

Особенно разнообразными дивертисментами были обставлены пиршества фараонов и вельмож Танцевальный и музыкальный персонал при дворе позднейших династий был так велик, что для управления «увеселительною частью» существовала даже особая должность «заведующего изящными развлечениями царя». Их даже было не один, а три — «снефрунфр», «эте» и «ре-мори»,- обязанных ежедневно услаждать слух и зрение царя дивной музыкой и танцами. Эти «плезирмейстеры» избирались или из лиц высокопоставленных, или из родственников царя. Придворная труппа, совместно с гаремом, пела, играла на разных инструментах и танцевала, находясь под руководством директора, пользовавшаяся почетом и уважением.

При этом можно отметить, что Александрия, в позднейшую эпоху, при владычестве греческих династий, славилась как рассадник искусных флейтистов. Благодаря этому, сюда стекались и известные софийские амбубяци, которые обучались музыке и танцам. С запасом приобретенных знаний они направлялись в Рим и другие крупные центры, где расточали за деньги свою обольстительную грацию. Собственно египетский народ, за неимением театров, довольствовался бродячими труппами танцоров, акробатов и пр. Низшие классы сами плясали на улицах, подражая профессиональным танцорам. Они кружились, водили хороводы, прыгали, поднимая руки, и пр., но все эти танцы были акробато-гимнас-тического свойства и особо присвоенных им названий не имели. Разгоряченный вином, народ водил хороводы, подражая наемным плясунам, и нередко доходил до излишеств в своих кривляньях и прыжках.

Вилькинсон, в своей интересной книге «Manners and customs etc.», рассказывает, что в высших классах Египта существовал обычай содержать рабов, которых обучали танцевальному искусству. Эти рабы, под тщательным наблюдением, давали домашние спектакли, где хозяевам представлялась полная возможность держать артистов в границах приличия, сообразуясь с обществом, перед которым эти доморощенные лицедеи обязаны были показывать свое искусство. При этом Вилькинсон добавляет, что спектакли эти большей частью составляли спокойное и вполне пристойное развлечение. В найденных, хотя и грубых, фресках легко отличить рабов-танцоров от профессиональных артистов. Рабы окрашены в особый, присвоенный им цвет.

Следует, однако, заметить, что все данные о египетских танцах обоснованы исключительно на разъяснениях надписей, потому все соображения ученых исследователей более или менее предположительны. В большинстве случаев они не могут быть приняты на веру, представляя фантазию не в меру усердных толкователей. Несмотря, однако, на незначительное количество собранных по этому предмету материалов, можно все-таки сделать заключение, что если Египет и не был классическою страною хореографии, то, во всяком случае, танцевальное искусство достигло в Египте известной степени совершенства.

About the author

simplesup

Leave a Comment