Балет и кордебалет в античном Риме

РимБалет
Создателями балета были Пилад и Битил-лос, воспользовавшиеся для этого образцами греческих танцев и плясок хоров. Пилад — уроженец Сицилии, вольноотпущенник Мецената, изобрел танцы нежные, патетические, и подобные Эммелсйе. Битиллос из Александрии создал веселый, легкий, из свободных поз, и даже комический танец.

Они вместе давали мимические представления, имевшие огромный успех, и вскоре выстроили на свой счет театр. Они играли только жестами, танцами и личной мимикой классические трагедии и комедии, как «Трахинянки» Софокла и комедии Аристофана.

Кордебалет
Вскоре, вследствие раздоров между собой, они создали два отдельных театра, и Пилад ввел у себя впервые кордебалет, то есть массовые танцы, которые дополняли и поясняли действия главных персонажей (которых было столько, сколько ролей) и прекрасно объясняли ситуации, соотношения и даже завязку целой пьесы.
Вероятно, тут было уже отступление от правил античной хореографии, т. е. кордебалет весь танцевал однообразно.

Сам Пилад был, очевидно, превосходным мимистом, т. к. доводил в патетических местах зрителей до слез и, главное, был понятен решительно для всех.
Пантомимы Пилада и Битиллоса заставили забыть о драматическом искусстве (и любимых тогда актерах Эзопе и Росцие). Ими увлекались до того, что образовались две враждебные партии, отличавшиеся цветом одежды, доходившие в спорах о достоинстве своих фаворитов до драк и скандалов, серьезно угрожавших общественному спокойствию и внутреннему равновесию страны, подобно партиям цирка. Тиберий должен был силой закрыть театры.

При Калигуле и Нероне театры опять открылись и беспорядки возобновились, и Тро-ян навсегда закрыл их. Тогда пантомимы из общественных стали частными. Тогда же ввелись пантомимы во время обедов.
У самого Августа Пилад (бывший его другом) представлял лучшую свою роль «Неистовствующий Геркулес»).

Апулей рассказывает о представлении пантомимы «Суд Париса», где Юнона, Минерва, Венера и Парис до того понятно объяснялись друг с другом, что один из зрителей записывал их разговор «с такой точностью, будто он писал со слов». Были еще пантомимы, изображавшие приключения Аполлона, Дианы, Венеры и Адониса, Кибелы, Семелы, Юпитера, Кастора и Поллукса, Нимф, Циклопов, Тезея, Леды и других божеств и героев. Иногда же сюжеты брались из исторических событий. Во время Юлия Цезаря лучшими авторами пантомим были Сирус, Лабериус и Матиус.
В провинции, где мимическое искусство было ниже и непонятней, составлялись объяснения, сопровождавшие пьесу; их выкрикивал так называемый «публичный крикун» (ргаесо).

Стремление к реализму у грубых римлян доходило до ужасающих пределов и иногда до зверства: «Один актер, игравший роль Муция Сцеволы, должен был, под страхом смерти, действительно положить руку на огонь и сжечь ее».
По окончании пьесы обыкновенно подменяли актера преступником, одинаково одетым, и отравляли, распинали, сжигали или отдавали на съедение дикому зверю на глазах всего театра.

Rate this post