Цельные балеты Китая

балеты КитаяКитайцы были очень искусны в сочинении и постановке цельных балетов. Описание одного балета сохранилось в диалогах Конфуция, где удостоверяется, что император Ю-Ванг, живший за 1100 лет до христианской эры, сам сочинил аллегорический балет и написал к нему музыку.

Этот исторический балет состоял из шести действий и предназначен был для прославления восшествия на престол автора этого представления. В первой части Ю-Ванг, родом из северной провинции, шел навстречу своему противнику Ченг-Вангу последнему императору из династии Кан. Танцоры шли с севера, удаляясь к югу. Это был торжественный марш Ю-Ванга с его армией.

Вторая часть изображала смертный бой между обеими армиями. В битве был наголову разбит соперник Ю-Ванга. Сочиняя это действие, автор хотел показать, каким образом народ освободился от недостойного правителя: танцовщики стояли неподвижно, «горам подобно», изображая неустрашимость нового монарха, исполнившего веление неба.

Затем следовали третья, четвертая и пятая части, где прославлялись деяния победителя Ю-Ванга и создавалась хвала мудрости его управления покоренными землями. Последняя, шестая, часть составляла «апофеоз», где в величественной картине было выставлено могущество Ю-Ванга и полная покорность побежденных новому владыке Поднебесной империи.

В этой последней картине танцоры оставались неподвижными, «скалам подобными», держа в руках инструменты «кан». Своею неподвижностью они олицетворяли покой счастливого народа; в заключение каждая провинция подносила императору дары в знак свой покорности. Под музыку исполнялся гимн, слова которого выражали мысль: «Небо видит все! Берегитесь лицемерия».
Зрители, по словам Конфуция, были убеждены, что это зрелище ниспослано им самим небом.

С течением времени подобного рода мимические представления с танцами постепенно забывались: они были заменены медленными, малоосмысленными движениями в такт музыке.

«И они называют это танцами!» — с прискорбием заметил Конфуций, глядя на гимнастические упражнения, утратившие свой прежний благородный смысл и значение.
Сохранился еще исторический след о пантомимном балете, представленном в императорском дворце в конце XVIII ст. Он был очень оригинален и отличался своим символизмом.
Автор этой аллегории задался мыслью изобразить брак земли с океаном, а также признание этими стихиями всемогущества императора.
Сначала появлялись произведения земли и ее обитатели: драконы, тигры, слоны, орлы и пр., а также деревья и полезные растения.

Их изображали переодетые танцоры, подражавшие крику животных, шелесту листьев и неподвижности скал.

Океан имел также своих представителей в образе рыб, китов, раковин и пр.
После отдельных танцев каждого из представителей земного и водного царств все артисты соединялись в один общий балет; затем расходились, уступая место киту, по мнению китайцев, самому могучему из всех животных. Кит подвигался к императорской ложе, прислонялся к ней, и из открытой его пасти бил фонтан, брызгавший на зрителей, сидевших в партере. Это аллегорическое представление имело громадный успех.

Rate this post