Балеты в Лондоне и Швеции

мВ Лондоне в подражание итальянцам придерживались также сюжетов из мира богов. Так, между прочим, был поставлен балет, где Орфей, под звуки лиры, заставлял следовать за собой животных. Вслед за ним спускался с неба Меркурий, объявивший божественному певцу, что за его пением последуют не только животные, но и небесные светила. Небеса разверзлись, и глазам зрителей представился Юпитер, которого Меркурий упросил преобразить звезды в мужчин и женщин. Просьба была исполнена, и с неба сошли группы танцоров и танцовщиц, исполнивших целый балет.

Насколько развита была в Англии любовь к хореографии, может служить доказательством небольшая балетная интермедия, поставленная при своем дворе королевой Елизаветой. Эта сценка, вместо десерта после званого ужина, была представлена дочерьми королевы. Они изображали евангельских дев со светильниками. У одних в руках были зажженные светочи, у других же не было ни масла, ни фитилей. На эту тему были составлены танцы, постановкой которых занималась сама королева.

При дворе английского короля Карла II танцевали не меньше, чем во Франции. Король с особенным удовольствием принимал участие в танцах. Кроме того, при помощи выписанных из Франции художников в Лондоне устраивали особого рода празднества, как на улице для народа, так и во дворце для придворных. Особенным великолепием отличались празднества по случаю бракосочетания Фридриха, пфальцграфа Рейнского, с английской принцессой. После блистательного фейерверка на Темзе, во дворце, устроено было пиршество, во время которого прислуживали все боги Олимпа, исполняя разные характерные танцы.

Второй день начался уличным маскарадным шествием с факелами. Это было зрелище для народа. Пройдя по улицам Лондона, лица, участвовавшие в торжественном шествии, «в добром порядке» вступили во дворец, где исполнили балет. Содержание его заключалось в том, что жрицей в храме чести должно быть только одно Правосудие.

Удачно разработанный сюжет, благодаря простоте своей, дышал поэтической прелестью: Богатство, Тщеславие, Своенравие тщетно старались проникнуть в этот храм, но Честь допустила в святилище только Любовь и Красоту, пропевших свадебный гимн новобрачным.

Через два дня 300 джентльменов, разделенных на группы, в костюмах почти всех племен, населяющих земной шар, были размещены на богато украшенных судах. При звуках разнообразной музыки, флотилия эта двигалась по Темзе, направляясь ко дворцу. Тут, при участии всех народностей, был исполнен большой, аллегорический балет, составленный на сюжет «Религия, объединяющая Великобританию со всем миром».

Театр представлял земной шар. Сбоку возлежала Правда. После музыкальной увертюры музы изложили содержание спектакля. Державший на своих плечах вселенную Атлант заявил об открытии Архимеда, уверявшего, что он рычагом в состоянии повернуть земной шар, если только будет найдена точка опоры. Атлант изъявляет готовность избавиться от своей ноши, убежденный, что точка опоры для управления землей находится в Англии.

После этого монолога Атлант, в сопровождении муз Урании, Терпсихоры и Клио, подошел к глобусу и открыл его. Вышла одетая царицей Европа, окруженная своими дочерьми: Францией, Испанией, Италией, Германией и Грецией. Вместе с ними вышел Океан со Средиземным морем и реками Луарой, Гвадалквивиром, Рейном и Тибром. Каждая из дочерей Европы выступила с тремя пажами, одетыми в костюмы разных провинций. Тут были бискайцы, аррагонцы, венгерцы, датчане, неаполитанцы, турки, болгары и пр. Вся эта свита исполнила — «предварительный» балет, после которого вышедшие из глобуса принцы всех наций протанцевали последовательно ряд «entrees» разнообразного характера.

После этого Атлант в таком же порядке вывел из земного шара жителей других частей света. Исполненные ими отдельные соответственные каждому племени танцы окончились общим ансамблем, после которого были поднесены подарки новобрачным и в честь их исполнены поздравительный и приветственный гимны.

Из этого краткого описания видно, что сюжет этого балета был не особенно сложен. Его не затемняли ненужные подробности, а потому он оказался удобопонятным и имел большой успех.

И шведский двор в этом отношении не отставал от других государств. По случаю свадьбы короля Шведского, в Стокгольме был дан балет, сюжет которого заключался в изображении «благости разума» и «блаженства чувств». Солнце, как источник света, изображало зрение; Вакх и Церера — вкус; Аполлон — слух, посредством поэзии и музыки; Помона и Флора — обоняние, при помощи фруктов и цветов; Венера с Амурами — осязание. Кроме этих пяти чувств были введены чуть ли не все боги, сошедшие с Олимпа. Все они, одетые в соответствующие им костюмы, танцевали врознь и наконец совместно сливались в одну общую группу, посредине которой первенствовали Слава, Фортуна, Победа и Мир.

Rate this post