Балетный репертуар во Франции XVI века

балет при двореБалетный репертуар при дворах итальянских, в Германии, Англии, Швеции и, главным образом, во Франции в XVI-XVIII вв. состоял преимущественно из пьес античного содержания. Все балеты того времени были наполнены античными персонажами — начиная от Юпитера и заканчивая самыми низшими божествами. По балетному репертуару можно было бы изучить всю античную мифологию.

Аллегорические балеты считались в ту эпоху довольно трудными, потому что для них требовалось много фантазии и изобретательности. В этих балетах выводились на сцену всевозможные видимые и невидимые предметы и представления. Времена года, стихии, день и ночь, звезды, ветры, пять чувств, сновидения, пороки, добродетели, игры, краски, наконец, цветы, птицы и животные, города — все это олицетворялось и танцевало в балетах.

Воспроизведение в придворных залах этих аллегорий не представляло затруднений потому, что от балета в то время не требовалось еще, как в трагедии, ни единства места и времени, ни единства действия. Программы были разработаны крайне наивно, но зато в своих частях они отличались большим разнообразием, неожиданностями, конечно, нередко грешившими против исторической правды. После танцев божеств танцевали «мысли», «плоды», шуты с бубенчиками, вперемежку заставляли танцевать бутылки, фонари, обезьян, рака, деревья, монеты и пр. Нет, кажется, ни одного предмета, который не заставляли бы танцевать в олицетворенном виде.

Обращалось внимание не столько на сюжет, бывший только красивой вывеской, сколько на эволюции участвующих, на их фигуры и движения, а также и на обстановку.

Не подлежит сомнению, что на постановку балетов и на танцы имели влияние древние классики, писавшие о танцах. Принципы Плутарха красной чертой отмечены во всех хореографических произведениях этой эпохи. Это усматривается из того, что от балетных танцев требовалась уже определенная выразительность. Таким признаком балетные танцы должны были резко отличаться от бывших тогда в моде придворных танцев: паваны, куранты и других,- для которых требовалось только наружное изящество, причем внутренняя, духовная их сторона зависела исключительно от индивидуальных качеств танцора. В сценических же танцах преследовали другие цели. Старались приблизиться к природе и быть по возможности правдивее при олицетворении страстей, присущих человеку; или же необходимо было ближе подойти к существу изображаемых предметов.

Уже с XV в. к балетам предъявлялись требования правды, особенно при изображении сердечных влечений и душевных движений. Исполнителям преподавались различные правила. При объяснениях в любви, нужно было выразить нежные чувства, причем посредством взглядов, жестов и движений следовало изобразить радость и счастье взаимности. При выражении злобы требовалось, чтобы исполнитель топал ногами, угрожал руками и бросал гневные взгляды. Для выражения страха походка требовалась осторожная, взгляд растерянный. Вообще, желательны были те же самые движения, которые у античных греков назывались демонстрацией. К сожалению, все эти требования большей частью не выходили из сферы платонических пожеланий. Мало применялись они, но все-таки следует заметить, что как ни наивны на первый взгляд были указания тогдашних хореографов, но все они остались неизменными и до настоящего времени, так как движения души древнего человека были те же самые, что и в наш век. Да и трудно было исполнителям проникнуться какими-либо «движениями души». Цельности действия в танцах еще не было. Танцы, даже и перешедшие из салонов на сцену, представляли собой часто бессвязные, коротенькие обрывки.

В то время практиковался определенный шаблон, от которого не отступали хореографы.

Балетный аппарат состоял из декораций, машин и костюмов. Согласно требованиям сюжета декорации были очень разнообразны. Быстрой их перемене способствовала хорошо устроенная машинная часть.

Костюмы играли едва ли не первенствующую роль в балетах: от них зависела красота действия; разнообразие одежды зачастую сглаживало неловкость танцоров. Прежде всего обращалось внимание, чтобы костюм подходил к сюжету и был исторически верен. При этом однако следует заметить, что эта «правда» понималась совершенно не соответственно с современными понятиями. Так, традиция установила, чтобы при появлении на сцене греков и персов одежда их обязательно состояла из головного убора с перьями; мавры не могли показываться иначе, как с ожерельем на шее. Турки обязаны были одеваться в доломаны. У японцев был обязателен пук волос, завязанных на затылке, и пр.

Наблюдалось, чтобы кадрили каждой «entrees» были одеты в одинаковые костюмы одного и того же цвета. Одежды кавалеров были удобны для свободных движений. Этого нельзя сказать про дамские платья, которые, благодаря своей длине, мешали легкости и быстроте танцев.

Для изображения аллегорических фигур и разных предметов и представлений в человеческом образе, обычай установил почти неизменные правила, принятые к руководству почти во всех балетах. При этом нельзя не отметить, что женские роли сплошь и рядом исполнялись мужским персоналом.
Приведем несколько примеров. Лицо, изображавшее город, одевалось амазонкой с гербом на груди, на голове — башня вместо короны. Платье Весны всегда было зеленое, усыпанное цветами, с венком из роз на голове. Зима — с длинной белой бородой; Лето — с серпом в руках и венком из колосьев; Осень — с рогом изобилия, наполненным фруктами; Ветры одевались в костюмы из перьев, в знак их легкости; Солнце — в костюм из золотой материи; Время одевалось в платье четырех цветов, обозначавших четыре времени года, на голову надевали часы, на спину — крылья, в руки — коса и песочные часы;
День — в ярком платье с зеркалом, на котором отражались солнечные лучи;
Ночь изображалась всегда одетой в черном, усеянном серебряными звездами и с полумесяцем на голове;
Фортуна — с повязкой на глазах и с колесом в руках;
Амур — в розовом костюме с сердцами, на глазах повязка, в руках лук, и колчан со стрелами за спиной;
Изобилие — в платье, украшенном монетами, и рогом изобилия в руках;
Ненависть, напротив, в мрачном костюме, с кинжалом и горящим факелом;
Зависть — в одежде, усеянной изображениями закрытых глаз; Любопытство-с изображением множества глаз на платье и пр.

Курьезен был сделанный в одном балете костюм лица, изображавшего Вселенную. На ее платье была нарисована географическая карта, причем на месте сердца была надпись «Gallia», на животе надпись «Germania», на одной ноге красовалась надпись «Italia», на спине, на руке «Hispania». В балете был представлен эпизод, в котором вокруг больной Вселенной, в качестве докторов, собирались боги с Олимпа. Произведение это было сочинено герцогом Ришелье, который и исполнял роль Вселенной и был одет в оригинальный костюм, придуманный им самим.
Из краткого перечня костюмов видно, что эмблемы и аллегорические формулы на сцене и в маскарадах сохранились почти неизменными и до настоящего времени.

Старались в эту эпоху ввести определенный порядок при постановке балетов; но старания эти не могли принести никаких добрых результатов, потому что сам балет не был еще одухотворен внутренним смыслом. Духовная его сторона оставалась без внимания. В большинстве случаев балеты сочинялись не для массы, а для лиц, и имели дилетантский, чисто любительский характер. Исполнители хлопотали не о связности действия, не о целостности пьесы, а заботились лично о себе и о своих ролях, забывая совершенно об искусстве. На первом плане было всегда одно только развлечение и желание доставить удовольствие присутствующим.

Считаем необходимым еще раз отметить, что вообще как в средние века, так и в эпоху Возрождения к пьесам, исполнявшимся при разных дворах, применяли название «балет» не в том смысле, как мы его понимаем в настоящее время. Балетом называли пьесу с пением и диалогами,- где танцы играли далеко не первенствующую роль. Зачастую даже они не имели к пьесе никакого отношения.

Наступило наконец долголетнее царствование Людовика XIV. При «короле-солнце» выдвинулась масса талантливых людей, сгладивших дефекты хореографии минувших царствований. Новые люди, фанатики искусства, придали балету совершенно другие формы. Хореография вступила в новую фазу своего развития.

Мы благодарны вам за то, что делитесь ссылкой на эту страницу :